Последние два десятилетия стали бурным этапом развития космонав­тики. Автоматические космические аппараты (КА), работающие на орби­тах Земли, в ближнем и дальнем космосе совершают поистине револю­ционные научные открытия, обеспечивают людей связью, метео- и на­вигационной информацией, данными военного характера, материалами съемок земной поверхности.

Впервые на околоземной орбите создана и функционирует Междуна­родная космическая станция (МКС), на которой проводятся уникальные эксперименты и отрабатываются новые технологии.

Междуна­родная космическая станция

Однако на фоне выдающихся успехов беспилотных КА в адрес пило­тируемой космонавтики высказывается всё больше критических заме­чаний. Её называют малоэффективным, затратным и даже тупиковым направлением космической деятельности. В разной форме подобные высказывания звучат в том числе из уст известных учёных и космонав­тов.

Значит ли это, что в ближайшей перспективе пилотируемые програм­мы начнут сворачиваться и перестанут финансироваться? К счастью нет!

На самом деле космические агентства разных стран всё активнее уча­ствуют в пилотируемых программах и свою будущую космическую дея­тельность непременно связывают с полётами человека в космос. Осу­ществление самостоятельных пилотируемых программ стало признаком высокой развитости национальной космонавтики государств, символом их высочайших достижений в науке и технике. При этом, наряду с вопро­сами престижа, всё больше внимания обращается на практическую зна­чимость присутствия человека в космосе.

Можно назвать целый ряд направлений деятельности и задач, при ре­шении которых в космосе без человека не обойтись. К ним относятся, в частности, сборка крупногабаритных конструкций; техническое обслу­живание и ремонт искусственных спутников Земли (ИСЗ); сборка и тех­ническая эксплуатация посещаемых орбитальных заводов, производящих уникальные материалы; некоторые виды работ в интересах национальной безопасности; выполнение уникальных научных экспериментов; созда­ние, эксплуатация и использование планетных баз; управление орбиталь­ными самолётами; экспериментальная отработка оборудования для авто­матических КА.

Один из академиков РАН, известнейший в мире астрофизик, недав­но высказывался так: «Человечество вступает сейчас «в эпоху Магелла­на», учёные делают во Вселенной открытия, которые перевернут наши представления о мироздании и о материи. Но делаются эти открытия без участия космонавтов. Открытия эти делают мощные космические теле­скопы».

Действительно, к примеру, орбитальный телескоп «Хаббл» сделал множество революционных открытий, в корне изменивших знания че­ловека о Космосе, позволил проверить ряд фундаментальных физиче­ских теорий. Однако не следует забывать, что он не сделал бы ни одного открытия без участия астронавтов. На орбиту телескоп был выведен в неисправном состоянии. В течение длительного полёта его важнейшие астрономические инструменты и бортовые системы многократно отка­зывали. Пять раз астронавты совершали полёты к телескопу на шаттлах для проведения на нем ремонтно-профилактических работ и модерни­зации. Именно они обеспечивали высокую эффективность его функ­ционирования в течение 19 лет, а в 2009 г. продлили жизнь телескопа ещё на пять, установив на нём самые современные приборы. Астро­навты устранили на телескопе 22 отказа, выполнили в интересах его обслуживания 17 выходов в открытый космос, затратив на них около 160 часов.

В 1982 г. автору этих строк посчастливилось встретиться в ЦПК им. Ю. А. Гагарина с одним из пионеров космонавтики Г. Обертом, сопрово­ждать его при осмотре технической базы и рассказывать о методах под­готовки космонавтов.

Увидев в гидролаборатории ЦПК тренировку экипажей орбитальной космической станции (ОКС) «Салют-7» по выполнению монтажных ра­бот в открытом космосе, он сказал, что всегда высоко оценивал роль кос­монавтов при сборке крупногабаритных конструкций, монтаже больших космических телескопов, юстировке их зеркал, выполнении различных ремонтных работ. Будущее космонавтики Оберт связывал с пилотируе­мыми полётами, с непосредственным участием человека в исследовании и освоении Солнечной системы.

Стоит серьёзно относиться к взглядам и прогнозам маститого уче­ного, который ещё 1923 г. первым в мире обосновал возможность по­лёта человека в космос при существующем «состоянии науки и техни­ки» и предложил множество технических решений для его осущест­вления.

Преимущество космонавта в его универсальности и интеллекте. Он может выполнять множество разных действий, а автоматы-роботы -строго определенную работу. По уровню интеллекта роботы ещё долго будут уступать человеку. Хочется верить, что, по крайней мере, в XXI ве­ке человек не допустит иного. В противном случае роботы будут управ­лять людьми.

Эксперименты, проводимые в космосе на автоматических КА (проек­ты «Orbital Express*, «ConeXpress» , «МГТЕх»), позволяют рассчитывать в обозримой перспективе на выполнение «автоматами» лишь небольшого числа операций, традиционно возлагаемых на космонавтов, — инспек­ций КА, их заправки топливом, замене отдельных внешних элементов КА. Автоматическим КА недоступны прецизионные операции по на­стройке, регулировке и ремонту электронного, оптического и электро­механического оборудования, не говоря уже об устранении нештатных ситуаций. Подобные работы требуют осмысленного выбора, а это лучше делают люди. Разум человека увеличивает общую надёжность космиче­ского аппарата.

Автомат или человек в космосе — спор давний и, видимо, безоснова­тельный. В истории науки и техники он возникал почти всегда, когда лю­ди открывали новые сферы деятельности. В конце концов, в жизни нахо­дилось место как одному, так и другому.

По этому поводу, в частности, академик О. Г. Газенко писал: «И то и другое имеет свои границы компетенции, а значит, и право на участие в этом важном деле».

Опыт использования в космосе орбитальных станций «Мир», МКС, телескопа «Хаббл», показал, что при решении задач сборки крупногаба­ритных конструкций, поддержания работоспособности сложных научно-технических комплексов, их модернизации в процессе длительной экс­плуатации альтернативы человеку нет.

Учитывая мировые традиции развития космонавтики, предлагае­мые передовыми державами новые стратегии освоения космического пространства, можно утверждать, что присутствие человека в космосе в ближайшие 30—40 лет увеличится заметно, а к концу столетия суще­ственно.

Б. И. КРЮЧКОВ

Пластиковые окна в липецке расчет стоимости пластиковых.