Самым веским доводом противников пилотируемой космонавтики является низкая эффективность полётов ПКА.
Эффективный — значит результативный. Эффективность функционирования ПКА — свойство, характеризующее его приспособленность к достижению поставленных целей. На современных крупногабаритных и многофункциональных орбитальных комплексах типа «Мир», МКС экипажи имеют возможность тратить всего лишь от 3 до 5 % полётного времени на выполнение научных исследований и экспериментов. Львиная доля времени уходит на поддержание бортового оборудования в работоспособном состоянии и обеспечение жизнедеятельности космонавтов. За счёт модернизации станций, автоматизации ряда рутинных процедур, совершенствования стратегий обслуживания бортовых систем можно повысить продуктивность работы космонавтов в 2—2,5 раза, т. е. увеличить время их полезной деятельности максимум до 10—15 %. Такой показатель также нельзя считать приемлемым, поскольку результативность деятельности экипажей ПКА все равно остается достаточно низкой.
К основным причинам, затрудняющим эффективную работу космонавтов на больших орбитальных космических станциях (ОКС), можно отнести низкую автономность ОКС, их недостаточную эксплуатационную технологичность, неоптимальное соотношение служебного оборудования, научных приборов и количества космонавтов на станции. Параллельно с осуществлением программы научных экспериментов экипажам приходится выполнять значительное количество операций по технической эксплуатации служебных систем и конструкции ОКС.
Большой объём различных полётных операций (на современных станциях их число превышает 2000), возлагаемых на космонавтов, вызывает проблемы в их качественной подготовке и специализации в экипаже, что в свою очередь не позволяет достичь высокой производительности работ в полёте.
Большие массы (до нескольких сотен тонн) и габариты современных ОКС, долгосрочные многолетние процедуры их полной сборки также не способствуют высокой целевой отдаче станций.
Скорее всего, МКС станет в новом столетии последним гигантским орбитальным пилотируемым комплексом подобного класса. Ему на смену придут компактные и эффективные ОКС. Они будут высокоавтоматизированными комплексами, не требующими от космонавтов большого объёма вспомогательных операций по поддержанию их работоспособности и обеспечению условий жизнедеятельности. Рабочее время экипажей таких ОКС будет расходоваться в основном на выполнение запланированных целевых задач.
В качестве одного из вариантов перспективных ОКС можно рассматривать одно- или двухмодульные станции различного назначения (технологические, экологические, военные, научные, ремонтные и т. д.), посещаемые космонавтами для выполнения на них соответствующих работ.
К таким работам могут быть отнесены операции по возвращению на Землю различных результатов, полученных на них в автоматическом режиме полёта: материалов с новыми физико-химическими свойствами; биотехнологических препаратов; данных съемок поверхности Земли; результатов научных экспериментов; работ, выполненных в интересах национальной безопасности.
Опыт обслуживания «Хаббла» и ряда ИСЗ в космосе показал, что одним из перспективных вариантов использования ОКС может быть применение их в качестве баз для ремонта автоматических КА. В таком случае ОКС должна функционировать совместно с эффективными орбитальными буксирами, доставляющими на неё спутники.
В связи с возрастанием количества ИСЗ, увеличением их сложности и стоимости, возможно, что в новом столетии будет создана интегрированная система их технического обслуживания и ремонта, включающая как автоматические, так и пилотируемые КА.
Ещё актуальнее, чем прежде, станет в XXI веке экологический мониторинг нашей планеты, проводимый в интересах прогноза и контроля стихийных бедствий и техногенных катастроф. Космическая система экологического и природно-ресурсного мониторинга, включающая пилотируемые (посещаемые) и автоматические КА, может стать частью глобальной системы, состоящей из наземного и аэрокосмического сегментов, созданной под эгидой ООН. Являясь одним из элементов этой системы, человек на борту пилотируемого космического аппарата (ПКА) может оперативно анализировать состояние наблюдаемых объектов и районов, предварительно обрабатывать полученную информацию, передавать её на Землю в реальном масштабе времени. По ходу наблюдений он может избирательно включать и настраивать необходимую аппаратуру, длительно поддерживать её в работоспособном состоянии.
Задачи экологического мониторинга могут решаться как на небольших целевых ОКС, так и на посещаемых универсальных космических платформах. В числе различных ведомств, заинтересованных в экологической информации, могут быть и военные. Объединение задач контроля военно-технической деятельности государств, состояния военно-стратегических объектов, эколого-техногенной обстановки на Земле было бы логичным в силу их схожести, общего аппаратного состава и однотипности операторских функций космонавтов.
Возможны ли революционные трансформации в пилотируемой космонавтике в XXI веке или она станет обычной сферой деятельности, монотонно изменяясь и совершенствуясь по тем же схемам, что и кораблестроение, железнодорожный транспорт, авиация? Скорее всего, принципиально новые возможности в области полёта человека в космос будут связаны в ближайшем столетии с межпланетными экспедициями, обслуживанием ИСЗ и космическим туризмом.
https://modul-geo.ru/geomembrany гладкая геомембрана купить. 1с предприятие документооборот. 1с программа склад.