Катастрофа на Байконуре
Категория: Материалы
Ракета Р-16 была разработана в ОКБ-586, которое возглавлял М. К. Янгель. На новой ракете использовался двигатель, работающий на высококипящих компонентах, а также автономная система управления. Кроме того, были разработаны разные варианты базирования и пусковых установок: базовая модификация 8К64 (военный код Р-16) стартовала с наземных площадок, а 8К64У — из ракетных шахт.
Прочие характеристики Р-16 также выгодно отличались от ТТХ предыдущих ракет. Так, дальность полета с боеголовкой весом полторы тонны составляла 13 000 км, при этом ракета могла находиться в заправленном состоянии 30 дней. Длительность срока боевой готовности и дальность полета были связана с использованием несимметричного диметилгидразина в качестве горючего, а в качестве окислителя — раствор оксида азота и йода в азотной кислоте. Оба компонента отличаются токсичностью, однако дают большую реактивную тягу и при нормальных условиях являются жидкостями.
Разработка подобного оружия потребовала совместной работы нескольких крупных исследовательских групп. Помимо головного разработчика — ОКБ-586 — в создании Р-16 принимали участие коллективы В. П. Глушко (разработка двигательной установки), Б. М. Коноплева и В. И. Кузнецова (создание и совершенствование системы автономного управления).
Первоначальный проект ракеты был готов еще в 1957 году. После положительной оценки проекта государственной комиссией работа была продолжена и первоначально испытания нового оружия были назначены на середину 1961 года. Однако вследствие напряженной политической обстановки сроки разработки были сокращены, а первые испытания назначены на конец 1960 года.
К октябрю 1960 года на полигон Тюратам (позднее — Байконур) после заводских испытаний была доставлена первая ракета. Запуск было решено приурочить к празднованию годовщины Великой Октябрьской революции.
Подготовка к старту длилась почти месяц. Наконец, к 20 октября многочисленные доработки были завершены, и государственная комиссия под председательством маршала М. И. Неделина назначила запуск на 23 октября, на 19:00.
Однако в процессе подготовки, за час до назначенного времени, обнаружилась неисправность. Двигатель оказался разгерметизирован из-за нарушения изоляции проводов. Старт пришлось отложить. Встал вопрос о тщательной доработке системы управления ракетой. Однако практически все участники испытаний, включая Неделина, склонялись к старту без доработок. После экстренного ремонта, в 18:45 24 октября ракета была приведена в получасовую готовность. На стартовой площадке в непосредственной близости от Р-16 находилось множество людей. Сам маршал сидел на стуле в 17 метрах от готовящейся к взлету ракеты, рядом с ним находились члены комиссии и конструкторы. По свидетельствам выживших, на стартовой площадке находилось более сотни человек, не входящих в необходимый для запуска персонал.
Вскоре после объявления готовности внештатно заработал двигатель второй ступени. Это привело к разрушению баков с окислителем и горючим первой ступени. Горючее мгновенно вспыхнуло, пламя быстро распространилось по полигону, охватывая людей и сооружения. В огне погибли и маршал Неделин, и многие конструкторы (Б. М. Коноплёв, заместители Янгеля Л. А. Берлин и В. А. Концевой). Общее число жертв — около сотни человек (по разным данным от 78 до 126 человек). Несколько человек, в том числе М. К. Янгель случайно уцелели, так как отошли покурить.
Было проведено расследование, выявившее причины катастрофы. На основании результатов расследования следующие пуски ракет проходили с соблюдением достаточно жестких правил безопасности. Прежде всего, была ограничена численность персонала и введен запрет на присутствие на площадке посторонних лиц.