На главную

ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМОСА

 
 

ПРОБЛЕМА ДЕЛИМИТАЦИИ ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Материал с сайта ladyfor.ru. Самая детальная информация прием в Екатеринбурге на сайте.

Проблема определения юридических границ космического пространства — одна из важнейших и до сих пор не решенных проблем международного космического права. С одной стороны, необходимо обеспечить действие принципа уважения полного и исключительного суверенитета государств на их воздушное пространство с другой — свободу мирного использования и исследования космического пространства. В решении этой проблемы существует два противоположных по содержанию подхода: пространственный и функциональный.

Все предложения в защиту пространственного подхода к делимитации, высказанные на официальном уровне, а также в науке международного воздушного и космического права, можно подразделить на две группы. С одной стороны, предлагается найти естественный физический рубеж между воздушным и космическим пространством или установить границу в зависимости от "высотного потолка" полета самолетов. С другой стороны, считается, что необходимо осуществить политическое решение вопроса, т.е. в договорном порядке закрепить границу на условной высоте.

В направлении нахождения естественного физического рубежа для решения проблемы было предложено несколько подходов:

  1. технический — опора на достижения аэрокосмической техники и уровень развития новейших технологий, когда обеспечение суверенитета ставится в зависимость от уровня технического и технологического развития государств, который явно неодинаков. Более того, как отказ от стабильной границы суверенитета, которая будет подниматься все выше по мере совершенствования авиационной техники, так и возвращение к устаревшим, ошибочным теориям эффективности в деле обеспечения государственного суверенитета противоречат общепризнанному принципу суверенного равенства государств;
  2. орбитальный — считать границей воздушного пространства минимальную высоту орбиты свободно вращающегося вокруг Земли спутника. Однако при этом нужно определить и на международном уровне согласовать его эталон;
  3. юрисдикционная линия Кармана — установить верхнюю границу государственной юрисдикции на высоте, равной приблизительно 83 км, где тело, движущееся со скоростью 7 км/с, не подвергается действию аэродинамической подъемной силы и на тело действует только центробежная сила.

Решение проблемы делимитации политическим путем служит целям укрепления как принципа полного и исключительного суверенитета государств на воздушное пространство, так и принципа неприсвоения космического пространства. Оно находится в полном соответствии с практическими потребностями авиации, космонавтики, а также с решением проблем экологии. При этом предложены три положения:

  1. договорная граница — установление границы посредством консультаций и учета различного рода факторов. Так, по решению Международной авиационной федерации (FAI) принято условно считать полеты космическими в том случае,если их высота не менее 100 км. В практической космонавтике фигурируют и меньшие высоты;
  2. промежуточная зона — установление между воздушным и космическим пространствами некоторой промежуточной зоны, соответствующей в правовом отношении территориальным водам. Однако такая зона не выполняла бы требуемых функций, поскольку ее фрагменты, расположенные между поверхностью Земли и космическим пространством, фактически будут принадлежать воздушному пространству, на которое распространяется полный и исключительный государственный суверенитет;
  3. договорная граница с особыми правами — договорное закрепление границы между воздушным и космическим пространствами с сохранением прав пролета ниже ее в случаях, также определяемых специальным соглашением.
Американские астронавты знакомятся с российским сегментом МКС

Приверженцы функционального подхода к делимитации предлагают считать надземное пространство единым, в котором параллельно действуют два международно-правовых режима, регламентирующих космическую и аэронавтическую деятельность государств. При этом они,не учитывая реальных перспектив развития авиационной и космической техники, исходят из того, что и в настоящее время, и в будущем космонавтику можно будет легко отличить от аэронавтики.

Пытаясь стереть какие-либо границы между воздушным и космическим пространствами, представители функционального подхода в своих рассуждениях отрицают устаревший, с их точки зрения, принцип государственного суверенитета на воздушное пространство и пытаются доказать необходимость создания единого аэрокосмического права. Ряд авторов предлагают установить единый правовой статус, применимый ко всему надземному пространству, права и обязан-ности в котором будут различаться в зависимости от целей воздушного или космического корабля. Такие права и обязанности будут определяться не научными соображениями, а функциями той деятельности, которую осуществляют государства (попытка закрепить в международном праве отказ от государственного суверенитета ввиду его "устарелости" в век бурного научно-технического прогресса).

Ряд юристов пытаются модернизировать принцип государственного суверенитета. По их мнению, суверенитет должен носить относительный характер. Если он сохранится для воздушного пространства, деятельность в космическом пространстве неизбежно приведет к его дальнейшей трансформации, к замене абсолютного суверенитета относительным. Однако отказ государств от суверенитета в воздушном пространстве мог бы создать опасный прецедент и вызвать попытки подорвать право на суверенитет и над сухопутными территориями (акваториями) государств со всеми вытекающими последствиями. Сохранение данного принципа становится особенно важным в связи с актуализацией экологических проблем человечества.

Таким образом, ввести общепризнанное определение космического пространства с четкой границей по нижней высоте пока не представляется возможным. Поэтому, рассматривая перспективы международно-правового регулирования этого аспекта космической деятельности, можно предположить, что еще долгое время юристы будут говорить лишь об условной границе между двумя элементами надземного пространства, в которых действуют принципы космического и воздушного международного права. Причин тому, по меньшей мере,три:

  1. определив на договорной основе границу делимитации между воздушным и космическим пространствами, предстоит решать ряд вопросов экологического характера, связанных с суверенитетом государств на озоновый слой (его верхняя граница простирается до высот 70 км), значение которого становится соизмеримым с традиционными аспектами национальной безопасности;
  2. решив данную проблему, предстоит принять международные документы, определяющие возможность пролета космических объектов на высотах ниже делимитационной границы над территориями суверенных государств (установить правовой статус аэрокосмических объектов),что является не менее масштабной по сложности задачей,чем сама делимитация;
  3. с учетом возрастания значимости экологических проблем необходимо будет на международно-правовой основе оформить также и ответственность субъектов космической деятельности и над нейтральными территориями и акваториями Мирового океана.
 
 
 
вверх!