МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Vag master диагностика volkswagen.
Основополагающие нормы и принципы общего международного права в полной мере относятся и к космической деятельности. К таким общим принципам ее организации и практического осуществления относятся, в частности, принципы запрещения национального присвоения, свободного доступа, международной ответственности.
Общепризнанным координирующим международным центром по развитию этих принципов в направлении разработки конкретных норм космического права считается Генеральная Ассамблея ООН. Свидетельство тому — целый ряд принципов и деклараций, договоров и соглашений, подготовленных и принятых по ее инициативе. Среди них:
- "Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства" (резолюция № 1962 (XVIII), 13 декабря 1963 г.);
- "Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания" (резолюция № 27/92, 10 декабря 1982 г.);
- "Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства" (резолюция № 41/65, 3 декабря 1986 г.);
- "Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве" (резолюция № 47/68,14 декабря 1992 г.).
Различные по значимости и масштабам нормы международного космического права "разбросаны" по целому ряду многосторонних и двусторонних (Россия — США) договоров и соглашений, которые представлены ниже в хронологическом порядке их появления:
- "Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой", 1963 г. (запрет на проведение ядерных взрывов в космосе);
- "Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела", 1967 г. (основополагающие принципы космической деятельности любой направленности);
- "Соглашение о спасении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство", 1968 г. (предусматривает обязательства государств содействовать друг другу в возвращении космических объектов и в оказании помощи космическим экипажам, завершающим полет);
- "Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами", 1972 г. (определяет международную ответственность за любую деятельность по исследованию и использованию космического пространства);
- "Договор об ограничении систем противоракетной обороны СССР и США", 1972 г. и Протокол к договору, 1974 г. (запрещает создание компонентов ПРО космического базирования);
- "Конвенция о распространении несущих сигналов, передаваемых с помощью спутников" (Брюссельская конвенция), 1974 г. (определяет правовые основы создания спутниковых телекоммуникационных сетей);
- "Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство", 1975 г. (определяет порядок международной регистрации объектов, запускаемых в космос);
- "Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду", 1977 г. (определяет международную ответственность за воздействие на космическую среду — весь спектр экологических проблем космической деятельности и ее военной составляющей);
- "Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах", 1979 г. (регулирует рамки деятельности государств на Луне и других небесных телах);
- "Международная конвенция по электросвязи", 1982 г. (определяет вопросы использования радиочастотного ресурса космических телекоммуникационных систем);
- "Устав и Конвенция Международного союза электросвязи", 1992 г. (определяет порядок разработки Регламентов,распределяющих диапазоны радиочастот для космической связи,включения космических систем в мировую систему электросвязи,исследования экономических аспектов организации космической связи, обмена информацией об использовании спутников в целях дальней связи и т.д.);
- "Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности", 1987 г. (запрещает летные испытания и производство ракет средней и меньшей дальности, а также их пусковых установок,в том числе и в интересах осуществления космической деятельности; предполагает использование космических средств в качестве национальных технических средств контроля соблюдения положений Договора);
- "Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений" — Договор СНВ-1, 1991 г. (в настоящее время в нем участвуют Беларусь, Украина и Казахстан);
- "Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений" — Договор СНВ-2,1993 г. (как и Договор СНВ-1,предусматривает возможность использования сокращаемых баллистических ракет в интересах запуска объектов в космическое пространство и определяет процедуры такого использования: переоборудование,уведомление и т.п.; предполагает использование космических средств как национальных технических средств контроля соблюдения положений Договора).
|
Т. Кориоран, А.С. Кондратьев, А.И. Киселев, А.А. Медведев, А.К. Недайвода и Д.В. Пивнюк после подписания соглашения о сотрудничестве в области коммерческого использования семейства РН "Ангара"
|
Современный международно-правовой режим в виде принципов, резолюций, деклараций, договоров и соглашений в той или иной степени затрагивает перспективы решения ряда актуальных проблем космической деятельности: юридического разграничения (делимитации) правового статуса воздушного и космического пространства; создания и использования космических телекоммуникационных систем, включая вопросы непосредственного телевизионного вещания (НТВ); военного освоения космического пространства; использования в космосе ядерных источников энергии; экологических последствий развития при-кладной космонавтики; дистанционного зондирования Земли из космоса.
|
Генеральный директор ГКНПЦ им. М.В. Хруничева А.И. Киселев докладывает генеральному директору Росавиакосмоса Ю.Н. Коптеву и вице-президенту США А. Гору об организационно-правовых вопросах развертывания МКС
|
Однако при всем этом многообразии существующий правовой режим современной космической деятельности на пороге XXI в. зачастую не отвечает ни всевозрастающим потребностям мирового сообщества в исследовании и использовании космоса, ни обеспечению равноправия государств в освоении этого нового и уникального ресурса человечества. Среди множества возникающих в международной практике проблемных вопросов можно отметить, например, следующие, требующие правовой регламентации:
- организационные аспекты эксплуатации международной космической станции, включая доступ к ее национальным модулям участников космических экспедиций (например, для ремонта или замены оборудования);
- политико-правовые аспекты осуществления запусков космических объектов с применением зарубежных ракет-носителей и полигонов запуска, связанные с различиями в национальных законодательствах и международных ограничениях на осуществление экспортно-импортных операций с высокотехнологичной продукцией и оказание космических услуг;
- выработка правового статуса экстерриториальных полигонов запуска космических объектов (морских стартовых комплексов) с точки зрения предупреждения связанных с их эксплуатацией экологических, социально-политических и военно-технических проблем;
- установление международно-правовых ограничений космической информационной компоненты современной военной мощи,выработка правового режима ведения информационной борьбы, предотвращения эскалации гонки космических вооружений;
- дальнейшее совершенствование международно-правового регулирования пространственного и частотно-временного ресурса геостационарной орбиты с учетом интересов всех стран мира вне зависимости от уровня их научно-технического развития;
- формирование специального международно-правового режима, регламентирующего использование природных ресурсов небесных тел, освоение дальнего космоса, предотвращение и парирование глобальных угроз человечеству в космосе и из космоса (метеороидная и астероидная опасность, феномен UFO и т.п.).
|