СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЗЕМНОГО КОМПЛЕКСА И СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ КАСостояние и основные направления развития НКУ
Существующая структура наземных комплексов и средств управления К А
Лыжные тренировки на волкуше лыжныи клуб волкуша лыжная.
Для управления космическими аппаратами различного назначения в Российской Федерации в основном используется наземный автоматизированный комплекс управления Минобороны. Кроме того, для управления некоторыми КА научного и социально-экономического назначения, обеспечения полетов КА пилотируемых программ и управления коммерческими КА используются комплексы и средства Росавиакосмоса, а также комплексы и средства ряда других государственных ведомств и коммерческих организаций.
НАКУ МО осуществляет управление всеми КА военного, двойного назначения и большинством КА научного и социально-экономического назначения. Кроме того, технические средства НАКУ МО используются при управлении объектами пилотируемых программ и КА дальнего космоса, НКУ которых имеют не подчиненные Минобороны центры управления полетом. В целом НАКУ МО обеспечивает управление 85...87% КА российской орбитальной группировки (ОГ).
НАКУ МО является хорошо организованной структурой с централизованным управлением, осуществляемым из Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами. В составе НАКУ МО функционируют центры управления КА и обработки информации, расположенные в ГИЦИУ КС, на объектах "Шаболовка" и "Рокот" (г. Москва), а также 11 командно-измерительных и один измерительный пункт, размещенные вблизи городов Щелково, Красное село, Малоярославец, Улан-Удэ, Енисейск, Колпашево, Воркута, Якутск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Елизово, Барнаул. На рис. показан пристартовый измерительный пункт космодрома Байконур.
|
Пристартовый измерительный пункт космодрома Байконур
|
Среднесуточная производительность НАКУ МО составляет около 800 сеансов управления, суммарная пропускная способность — до 200 одновременно находящихся на орбитах КА.
Наземные комплексы и средства управления КА, не входящие в структуру НАКУ МО, созданы и продолжают создаваться в рамках структур, находящихся в ведении Росавиакосмоса и других государственных и коммерческих организаций. В настоящее время в данной группе действуют следующие объекты.
ЦУП-М ЦНИИМаш (г. Королев Московской области), выполняющий функции ЦУПа объектов пилотируемых программ, включая КА российского сегмента Международной космической станции, а также ЦУПа автоматических КА "Океан-О" и "Метеор-3М". Кроме того, ЦУП-М ЦНИИМаш обеспечивает обработку и анализ данных измерений российской сети оптиколазерных станций слежения за космическими объектами. Оперативный зал центра управления полетами ЦНИИМаш, обеспечивающего управление служебным модулем Международной космической станции, показан на рис.
|
Центр управления полетом Международной космической станции. Главный зал и сектор командно-программной информации
|
В НПО им. С.А. Лавочкина (г. Химки Московской области) сформирован ЦУП КА дальнего космоса и высокоапогейных научных КА типа "Интербол" и "Спектр".
На объектах "Медвежьи озера" (Московская область) и "Калязин" (Тверская область) размещены радиотехнические комплексы, участвующие в обеспечении управления КА дальнего космоса, средневысотными и низкоорбитальными научными КА, в том числе зарубежными.
В НИИТП (г. Москва) функционирует центр управления КА низкоорбитальной космической системы связи "Гонец".
Рядом акционерных обществ созданы по заказам государственных или коммерческих структур малопунктные (однопунктные) НКУ КА связи и телевещания.
АО "Персей" с участием Росавиакосмоса и Минсвязи (государственное предприятие "Космическая связь") создало и эксплуатирует в течение ряда лет первую очередь НКУ КА связи и телевещания типа "Экспресс", "Галс" в составе ЦУПа и КИПа на территории НПО ПМ в г. Железногорске Красноярского края и КИПа на территории Центра космической связи в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области.
ОАО "Газком" создало НКУ КА связи типа "Ямал" в составе ЦУПа и КИПа на территории РКК "Энергия" в г. Королеве Московской области.
АО "НТВ" закупило у фирмы Hughes (США) и ввело в эксплуатацию в 1998 г. КА НТВ типа "Бонум-1" и оборудование для ЦУПа и КИПа, размещенных в п. Сколково Московской области.
Для управления КА дальнего космоса и высокоапогейными научными КА в составе НКУ ДКА привлекается украинский ЦДКС в г. Евпатории.
Центральным банком Российской Федерации создан НКУ КА космической системы "Банкир" в составе ЦУПа в г. Москве и КИПа в г. Нудоль Московской области. На рис. показаны антенна и здание КИС "Каштан" на объекте "Нудоль".
|
Антенна КИС "Каштан" на объекте "Нудоль"
|
Тенденция к созданию самостоятельных НКУ просматривается в отношении не только связных, но и некоторых других типов КА.
Организация самостоятельных НКУ КА НСЭН различными ведомствами и организациями вне рамок действующего НАКУ МО обусловлена:
- стремлением ведомств-заказчиков (включая Росавиакосмос)
к независимости и обеспечению стабильности управления своими
КА и КС, так как для Минобороны управление КА НСЭН не является приоритетной задачей и в определенных ситуациях Минобороны может пренебречь интересами гражданских ведомств во имя
решения своих основных задач;
- высокой стоимостью услуг Минобороны по управлению КА НСЭН, в некоторых случаях значительно превосходящей стоимость аналогичных услуг гражданских организаций;
- существенным различием требований, предъявляемых к созданию и эксплуатации средств управления КА военного назначения и КА НСЭН: для НКУ военных КА основное требование — обеспечение функционирования в особых условиях, устойчивость и живучесть, закрытость; для НКУ гражданских КА — соответствие международным стандартам и рекомендациям, совместимость с зарубежными комплексами, конкурентоспособность на международном рынке космических услуг, открытость.
В целом в настоящее время комплексы и средства управления КА гражданских государственных ведомств и коммерческих организаций как единый комплекс не оформлены, создаются и развиваются независимо друг от друга при отсутствии общего плана и координации.
Важными задачами, стоящими перед головными государственными ведомствами космической отрасли (Росавиакосмосом и Минобороны), являются проведение единой технической политики и координация работ в области создания и эксплуатации средств управления КА, объединение и упорядочение создания новых НКУ КА как государственной, так и коммерческой принадлежности, оптимизация развития технических средств НКУ с целью соблюдения государственных интересов в космосе.
Для решения возникших проблем, обеспечения надежного вы-полнения задач управления КА военного, двойного (военного и гражданского), научного, социально-экономического назначения и международного сотрудничества и дальнейшей экономии государственных бюджетных средств руководством Минобороны и Росавиакосмоса в 1999 г. принято решение о создании единого Государственного НАКУ К А и измерений.
Единый Государственный НАКУ должен обеспечить надежное и эффективное управление 130...140 находящимися одновременно на орбитах КА различного назначения, в том числе 25...30 КА военного, 70...80 КА двойного (военного и гражданского) и до 30 КА научного, социально-экономического назначения и международного сотрудничества. При этом средства ГосНАКУ должны обеспечивать управление и информационный обмен с 6...12 модулями МКС и КА пилотируемой программы, 40...60 низкоорбитальными КА и6 5...70 К А на высокоэллиптических, высоких круговых и геостационарных орбитах.
В принятой концепции создания единого ГосНАКУ предлагается закрепить в нормативноправовой базе требование о преимущественном управлении средствами ГосНАКУ коммерческими КА. В случае отсутствия таких возможностей должны быть созданы экономические условия, обеспечивающие заинтересованность коммерческих организаций в использовании и развитии Государственного НАКУ. Росавиакосмосом с участием Минобороны России должен быть обеспечен контроль за созданием коммерческих НКУ, в том числе путем лицензирования космической деятельности коммерческих организаций и сертификации их средств управления КА.
В состав единого ГосНАКУ предлагается включить:
- все структурные элементы НАКУ МО, измерительных комплексов космодромов и полигонов РВСН;
ЦУП-М ЦНИИМаш, ЦУП НПО им С.А. Лавочкина, ЦУП КА космической системы "Банкир" со средствами управления, размещенными на объекте "Нудоль", ЦУП НПО ПМ со средствами управления КА, размещенными на объектах "Гусь-Хрустальный" и "Красноярск-26";
- объекты ОКБ МЭИ "Медвежьи озера" и "Калязин" с размещенными на них радиотехническими комплексами;
- государственную сеть оптико-электронных и лазерных станций.
Взаимодействие комплексов и средств единого ГосНАКУ обеспечивается системой связи и передачи данных, которая также обеспечивает их взаимодействие и информационный обмен с внешними организациями и комплексами.
Для решения вопросов перспективного планирования развития и применения ГосНАКУ и его составных частей создан межведомственный координационный совет из представителей Минобороны России, Росавиакосмоса и других заинтересованных государственных и негосударственных структур. Совет должен готовить предложения в Федеральную космическую программу России и Государственную программу вооружений в части средств и комплексов управления КА и измерений.
Распределение обязанностей и ответственности между Росавиакосмосом и Минобороны по управлению КА различного назначения в рамках ГосНАКУ регламентируется законом Российской Федерации "О космической деятельности".
Заказчиками средств и систем ГосНАКУ являются:
- для средств военного назначения — Минобороны России;
- для средств двойного назначения — Минобороны России и Росавиакосмос на долевой основе;
- для средств НСЭН и международного сотрудничества — Росавиакосмос.
Объемы долевого финансирования поддержания готовности, эксплуатации, модернизации и развития ГосНАКУ распределяются между Росавиакосмосом и Минобороны пропорционально загрузке технических средств ГосНАКУ в интересах указанных ведомств. В долевом финансировании могут также участвовать другие заинтересованные государственные и коммерческие организации и муниципальные образования.
Структурная схема единого ГосНАКУ представлена на рис.
|
Структурная схема единого Государственного НАКУ
|
|