НАДЕЖНОСТЬ — ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ БУДУЩЕГОРазвитие и совершенствование методологии задания требований, оценки, контроля и обеспечения качества и надежности космических систем и их составных частей
Стоимость поискового продвижения сайта во владивостоке vladivostok.seowizard.ru. Самая подробная информация металлический арочный ангар у нас на сайте. Монтаж септика росток схемы монтажа септика.
Существенное возрастание сложности РКТ, разработка КА длительного функционирования и высокие требования к безотказности внесли принципиальные изменения в методологию обеспечения и контроля их надежности. Основное внимание при обеспечении и контроле надежности РКТ было направлено на анализ причин потенциальных и имевших место при испытаниях отказов, разработку эффективных мероприятий по их предупреждению.
Основные принципы современной методологии обеспечения и контроля надежности.
- Системный подход к обеспечению надежности на основе
ПОН.
- Использование вероятностных показателей надежности,
включаемых в контракты с заказчиком.
- Всесторонние отработочные испытания в условиях, максимально приближенных к эксплуатационным.
- Использование на стадиях опытно-конструкторских работ систем автоматизированного проектирования, позволяющих сократить сроки разработки, избежать конструкторских ошибок, проводить сравнение различных вариантов построения систем, оптимизировать проекты по критериям стоимости и надежности, оптимальных весовых показателей и габаритов.
- Использование на стадии производства автоматических и автоматизированных технологических процессов, контрольных систем и средств неразрушающего контроля.
- Создание экспериментальной базы, позволяющей проводить
отработку элементов РКТ на этапе наземных испытаний.
- Создание отказоустойчивой бортовой аппаратуры РН и КА.
Основные направления совершенствования методологии оценки и контроля надежности перспективных космических средств на современном этапе.
Первое направление — поэтапное подтверждение требований. Оно обусловлено невозможностью подтверждения высоких требований по надежности (на уровне 0,98...0,99 и выше) на всех стадиях разработки и создания космических средств. Используется стратегия поэтапного подтверждения требований по надежности, учитывающая планируемые объемы наземных и летных испытаний и позволяющая подтвердить установленный в ТТЗ уровень надежности РН, РБ и КА к моменту завершения их летных испытаний. Предложенная идея нашла воплощение в соответствующих технических решениях по КРН "Протон-М" и КРБ "Бриз-М". Аналогичное решение планируется к реализации и для семейства РН "Ангара".
|
Перспективная ракета-носитель "Ангара" в сборочном цехе
|
Второе направление — полное использование информации о надежности и техническом состоянии. Оно в первую очередь связано с необходимостью более детального учета физических параметров, определяющих работоспособность РН,РБ и КА, при оценке надежности космических средств и их составных частей. Указанный факт требует разработки методов оценки и контроля технического состояния космических средств и их составных частей на этапах приемных и контрольных испытаний и испытаний на техническом и стартовом комплексах.
Третье направление — учет опыта отработки эксплуатируемых в настоящее время космических средств. В первую очередь это относится к анализу типовых отказов РН, РБ и КА и на этой основе к разработке моделей в виде деревьев отказов перспективных средств. При этом следует отметить перспективность исследований по деревьям отказов космических средств.
Представленные концепция, принципы и основные положения по обеспечению качества и надежности перспективных КА и РН при условии их своевременной реализации окажут существенное влияние на научно-технический уровень разрабатываемых изделий, их стоимость, качество и надежность и в итоге на конкуренто-способность на мировом рынке космических технологий и услуг.
|