На главную

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОСМОНАВТИКИ В МИРЕ

 
 

НАДЕЖНОСТЬ — ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ БУДУЩЕГО

Обеспечение качества и надежности российского сегмента в международных космических программах

Все подробности алюминиевые распашные ворота у нас. Картинки по запросу комплектующие лабиринтов.

Международное сотрудничество в области коммерческих космических программ в 1980-1990 гг. существенно расширилось. Вслед за организацией первых консорциумов Intelsat, Inmarsat последовало создание значительного числа всемирных и региональных систем и программ — Comsat, Landsat, Meteosat, Eutelsat, Panamsat, Asiasat, Iridium, GlobalStar и т.п. В 1998 г. начато создание Международной космической станции.

Основные особенности этапа:

  • значительное увеличение объема работ, доли участия России в международных космических программах (МКП); широкий диапазон взаимодействия в рамках МКП с различными странами (США, Германия, Франция, Австралия, страны Азии) и фирмами (Lockheed Martin, Hughes, Loral, Motorola, Alcatel и т.п.);
  • широкий диапазон тематики участия в МКП (запуски КА связи на стационарные орбиты, создание низкоорбитальных систем связи, дистанционное зондирование Земли, пилотируемые программы);
  • долговременный характер работ по созданию и восполнению космических систем с переходом в XXI в. (программы МКС, Global-Star, Teledesic, Sky Bridge и т.п.).

Несмотря на ожесточенную конкуренцию на мировом рынке космических изделий и услуг, Россия является одним из его ключевых участников в международных космических программах. Система обеспечения качества и надежности космических систем, комплексов и образцов РКТ в нашей стране создавалась в период 1960-1980 гг. и в целом соответствует мировым стандартам. Используемый в России методический подход к оценке и контролю надежности РКТ аналогичен методологии, используемой в США. Накоплен значительный опыт разработки и эксплуатации РКК, КС, РН, КА и их составных частей.

Требования к обеспечению качества и надежности российского сегмента МКП отличают следующие особенности.

  1. Высокий (абсолютный) уровень требований к качеству образцов РКТ, используемых в МКП. Россия, Китай, Украина, выходящие на международный космический рынок изделий и услуг,не имеют права на ошибку. Аварии РН автоматически приводят к разрыву контрактов:
    • Китай — авария РН CZ-3B (потеря КА Intelsat-708) — расторжение контракта с консорциумами Intelsat, Asiasat и фирмой Echostar;
    • Украина — авария РН "Зенит" (потеря 12 КА GlobalStar) — расторжение контрактов по программам Panamsat, GlobalStar).
  2. Российская система обеспечения качества и надежности образцов РКТ впервые в таком широком масштабе выходит на мировую арену и вследствие этого подвергается тщательному анализу и верификации.
  3. Учет специфических требований к качеству и надежности, устанавливаемых заказчиками в США и ЕКА.

В составе ТУ на ФГБ "Заря" (рис.) головным заказчиком установлены требования к качеству, надежности и безопасности, отличающиеся от российских в части:

  • обеспечения надежности — защиты от катастрофических отказов;
  • верификации готовности к запуску и летной эксплуатации;
Испытания ФГБ "Заря" при подготовке к пуску
  • установления детальных требований по контролю технического состояния БА при испытаниях;
  • сертификации образцов, системы качества в соответствии с требованиями, установленными типовыми НТД США, ЕКА.

Для обеспечения качества российского сегмента МКП на современном уровне и полного соответствия образцов российского сегмента МКП требованиям ТУ, принятым в НАСА, необходимо провести:

  • совершенствование методологии обеспечения качества коммерческих образцов РКТ;
  • доработку отечественной системы обеспечения качества и надежности образцов РКТ на этапах проектирования, испытаний и производства.

На основе проведенного анализа состояния дел с обеспечением качества и надежности отечественных образцов РКТ и учета современных требований к качеству российского сегмента МКП были определены следующие направления совершенствования методологии обеспечения и контроля качества российского сегмента МКП.

  1. Совершенствование методических основ, структуры и содержания "Программы обеспечения качества" — основного комплексного НТД, в соответствии с которым организуется и выполняется работа по обеспечению и контролю качества и надежности создаваемых образцов.
  2. Установление дополнительных требований к содержанию и качеству проведения проектных работ, направленных на обеспечение конкурентоспособности конструкторских решений, требуемых уровней и запасов по качеству, надежности и безопасности коммерческих изделий РКТ.
  3. Совершенствование системы контроля качества на основе использования современной методологии и новейших средств контроля.
  4. Развитие алгоритмического и программного обеспечения, направленного на обеспечение требуемой достоверности и точности оценок качества и надежности на различных этапах разработки и испытаний коммерческих изделий РКТ.
  5. Совершенствование методических основ верификации и сертификации готовности коммерческих образцов РКТ к запуску и летной эксплуатации.
  6. Разработка предложений по совершенствованию проведения работ по международной стандартизации в области РКТ и созданию единой нормативной базы обеспечения качества и надежности коммерческих средств выведения, КА и наземной инфраструктуры.
  7. Совершенствование системы информационного обеспечения, используемого при обеспечении и контроле качества и надежности разрабатываемых коммерческих изделий РКТ.
 
 
 
вверх!