НАПРАВЛЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИПричины реструктуризации
Причины военно-политического характера
Ремонт подушки безопасности руля как мы восстанавливаем подушки безопасности. Самая свежая информация стоимость перевозки из китая у нас на сайте.
Причины, вызвавшие к жизни и продолжающие подпитывать процесс реструктуризации аэрокосмических фирм за рубежом, условно могут быть разделены на три группы: военно-политические, экономические и ресурсные.
В основе военно-политических причин лежат новые условия, складывающиеся в мире после завершения "холодной войны", когда сокращения выделяемых на военные нужды ассигнований привели к уменьшению военных заказов.
Так, с 1987 по 1994 г. мировые военные расходы уменьшились с 1300 млрд дол. до 800 млрд. дол. Причем сокращение военных ассигнований в абсолютных показателях сопровождается еще более резким падением их доли в общем объеме как совокупных расходов, так и валового внутреннего продукта (ВВП).
Если в 1951 — 1961 финансовых годах в США на национальную оборону приходилось свыше 50 % совокупных расходов федерального бюджета, с начала 1970-х гг. — менее 40 %, в 1981 — 1992 гг. — 30 %, то в 1998 финансовом году — всего 15 %.
Военный бюджет США с 1985 по 1998 г. снизился с 343 млрд дол. до 250,7 млрд. дол.
Динамика изменения военного бюджета США и его доли в ВВП в 1990-е гг. представлена на рис.
|
Военный бюджет США и его доля в ВВП
|
Как видно из рис., уже в 1997 г. доля военных расходов в ВВП США сократилась по сравнению с 1991 г. более чем на 1,5 % и составила 3,3 %, а к 2002 г. она достигнет 2,7 %.
Уменьшение военных расходов вызвало сокращение рынка военных закупок. С 1987 по 1994 г. объем закупок вооружений Пентагоном сократился на 67 % в реальном выражении.
Расходы на военные космические программы последние годы практически не изменяются, однако с учетом годовой инфляции 3 % их реальная величина с 1991 по 1996 г. уменьшилась на 1,5 млрд. дол.
Сокращение расходов на военные космические программы вызвало уменьшение заказов МО фирмам аэрокосмической промышленности на разработку и создание новой космической техники. И эта отрасль военного производства США, являясь наиболее развитой (на ее долю в начале 1990-х гг. приходилось около 2 % ВВП страны), оказалась наиболее пострадавшей, так как входящие в ее состав фирмы имели очень высокую степень участия в военном производстве.
Так, из числа первых десяти по объему военных продаж в нача-ле 1990-х гг. компаний США General Dynamics имела долю военных продаж 86 %, Lockheed — 85 %, Martin Marietta — 76 %, Boeing — 42 %, Raytheon — 41 %.
В новых условиях происходит не только сокращение военных ассигнований, но и структурная перестройка расходов на разработку и создание военной техники. По заявлениям высокопоставленных военных чиновников Министерства обороны, "в новой обстановке вооруженные силы США будут применять в основном находящиеся в эксплуатации долгое время виды оружия". Речь идет о снижении заказов на производство новых видов вооружения и военной техники. На это же направлены намеченные еще в начале 1990-х гг. изменения в политике приобретения систем вооружений. Новая политика, по замыслу руководства МО, должна обеспечить поддержку разработок новейших вооружений до создания прототипов и возможностей их производства в требуемых количествах в случае возникновения необходимости. Это позволит выбрать нужные технологии из числа созданных, изготовить опытные образцы систем вооружений и провести их демонстрационные испытания, т.е. иметь технический задел без затрат на широкомасштабные закупки. Согласно официальному заявлению представителя Министерства обороны, США могут позволить себе сейчас, не нанося ущерба своей безопасности и технологическому лидерству, отложить начало производства того или иного вооружения.
|
Взаимосвязь стоимости и жизненных циклов системы
|
Безусловно, такая политика наносит серьезный удар по прибылям производящих фирм, так как именно производство и эксплуатация систем поглощает наибольшую часть из затрачиваемых на них ассигнований, обеспечивая тем самым получение прибыли производящими фирмами. В период с 1990 по 1995 г. финансирование программ закупки военной техники уменьшилось на 36,8 млрд. дол., что составило 45 %,а на закупку продукции аэрокосмических фирм — на 59 %.
|