На главную

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОСМОНАВТИКИ В МИРЕ

 
 

СРЕДСТВА ВЫВЕДЕНИЯ — ЛОКОМОТИВЫ КОСМОНАВТИКИ

Носители среднего класса

Носители среднего класса стран Европейского космического агентства

Подробности аренда автовышки серпухов на сайте.

Западноевропейский космический консорциум Arianespace уже более 10 лет эксплуатирует семейство РН среднего класса Ariane-4 (первый пуск РН Ariane-4 был осуществлен 15 июня 1988 г.), коэффициент надежности которой составляет 0,97. Модификации этой РН позволили вывести около 1400 спутников. Ниже описаны модификации, эксплуатируемые в настоящее время.

В процессе реализации программы создания трехступенчатой РН Ariane-4 было изготовлено 6 модификаций семейства этой РН, отличающихся друг от друга в основном числом и типом навес-ных ускорителей и, следовательно, грузоподъемностью: Ariane-40, Ariane-42P, Ariane-44P, Ariane-42L, Ariane-44LP, Ariane-44L.
Семейство РН Ariane-4

На первой ступени РН Ariane-4 используются четыре маршевых ЖРД Viking-5. Стабилизаторы применяются лишь на модификациях Ariane-42L и Ariane-44L. Два идентичных бака из стали 15CDV6 диаметром 3,8 м и толщиной 10,09 мм отделяются переходником высотой 2,688 м и водяным баком высотой 0,73 м с передним полусферическим днищем, армированным стекловолокном. Водяное охлаждение имеет место и для навесных ускорителей (на жидком топливе). Передняя юбка ступени высотой 1,5 м поддерживает 8 ДУ фирмы BPD (Италия).

На второй ступени РН Ariane-4 установлен ЖРД Viking-4B. Ступень имеет элементы жесткости. Баки для топлива из алюминиевого сплава образуют цилиндр высотой 6,515 м с полусферическими перегородками, разделяющими их на два сосуда. Подводящий трубопровод для четырехокиси азота (окислитель) проходит через нижний бак. Рама крепления двигателя включает цилиндрический отсек высотой 188 мм и конус высотой 1,35 м, несущий фланец крепления с карданным подвесом. Рама соединяется с коническим переходником между первой и второй ступенями РН задней конической юбкой высотой 1,57 м. Юбка включает тороидальный бак для охлаждающей воды двигателя Viking-4 (общий диаметр 2,24 м; диаметр трубопровода 340 мм).

Передняя юбка высотой 1,245 м соединяется с переходником между второй и третьей ступенями из науглероженного волокна и вмещает три сферических контейнера гелия для наддува баков. Поскольку третья ступень РН Ariane-4 предназначена для выведения КА на орбиту, переходную к геостационарной, ее конструкция также усилена элементами жесткости. Хвостовой переходник между ступенями — из науглероженного волокна фирмы Fokker,4TO делает его на 53 кг легче, чем алюминиевый переходник предшественницы этой РН — Ariane-3, и дает возможность увеличить массу К А на 12,3 кг. Криогенное топливо находится в баках из алюминиевого сплава 7020, разделенных перегородкой из фенольного полимера. К бакам примыкает передняя юбка высотой 450 мм, соединенная с отсеком оборудования. На этой ступени используется (с 1994 г.) криогенный ЖРД НМ-7В западно-европейской фирмы SEP.

Навесные ускорители на твердом топливе применяются только на модификациях Ariane-42P, Ariane-44P и Ariane-44LP. РДТТ ускорителей включаются при пуске РН через 4,2 с после основных двигателей и отделяются через 89 с после включения на РН Ariane-42P,через 78 с на Ariane-44P и через 67 с на Ariane-44LP. Корпус такого ускорителя изготовлен из стали AISI-4130 толщиной 5 мм.

Ускорители на жидком топливе германской фирмы DASA и других западноевропейских фирм, сравнимые по габаритам и характеристикам со второй ступенью, используются наряду с твердотопливными ускорителями на РН Ariane-42L, Ariane-44LP и Ariane-44L. Баки — из коррозиестойкой стали толщиной 2,1 мм. Охлаждение — водяное, которое осуществляется через межбаковую юбку-переходник первой ступени. Отделение ускорителей осуществляется пиротехнически через 149,1 с на высоте 37,5 км после выгорания заряда РДТТ (через 143,6 с). Характеристики РН семейства Ariane-4 представлены в табл.

Характеристики РН семейства Ariane-4

Несмотря на расширение работ по программе Ariane-5, руководство консорциума Arianespace рассчитывает продолжать эксплуатацию ракет Ariane-4 после 2003 г. На базе РН Ariane-44P предполагается разработать новую РН Ariane-4-Lite, которая позволит снизить стоимость выведения грузов на переходную или полярные орбиты на 35%.

 
 
 
вверх!