На главную

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОСМОНАВТИКИ В МИРЕ

 
 

НАПРАВЛЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Причины реструктуризации

Экономические причины

Купить крепежные Клипсы автомобильные krepauto.ru.

Процессы на фондовой бирже. Не только политика, но и реальный сектор экономики повинен в реструктуризации финансово-промышленных групп в военной индустрии. В США развиты финансовые рычаги влияния на военно-промышленную отрасль, и среди них процессы на фондовой бирже стоят на первом месте.

Первичным толчком к консолидационным слияниям послужило падение Берлинской стены в 1989 г. Фондовые игроки под влиянием новомодных тогда разговоров о неизбежной демилитаризации и мирном дивиденде незамедлительно понизили котировки акций оборонных компаний. Но крупнейшие военные подрядчики, нагруженные еще большими портфелями заказов и располагавшие денежными ресурсами, воспользовавшись игрой спекулянтов на понижение, приступили к массированной скупке компаний для укрепления своих рыночных позиций. В результате как покупавшие, так и продававшие оборонные активы сумели аккумулировать огромные резервы свободной наличности,использованной затем и для выплаты дивидендов, и для дальнейших приобретений. Но ожидание увеличения потока наличных денег привело к тому, что за сравнительно короткий отрезок времени в начале 1990-х гг. акции ведущих подрядчиков подскочили в цене так же, как и в годы рейгановского военного бума в начале 1980-х гг. И с каждой новой сделкой акции компаний поднимались еще выше. По заявлениям некоторых зарубежных специалистов, "убежденные поначалу, что оборонные компании — это динозавры, обреченные на вымирание, биржевые игроки затем уверовали, что военная промышленность превратилась в машину по производству свободной наличности".

Но поскольку портфели заказов по оборонной продукции у всех военных подрядчиков уже истощены и их возможности увеличивать доходность и свободную наличность сократились, оборонная промышленность в целом оказалась на пороге второй волны консолидации, которая, по мнению зарубежных специалистов, определяется уже серьезными стратегическими факторами долгосрочного выживания.

Крупнейшие диверсифицированные военно-промышленные финансовые группы должны окончательно определиться с ключевыми направлениями своего военного бизнеса и распродать непрофильные активы заранее, пока фондовые котировки высоки. Те компании, которые опередят других в "сбрасывании" ненужных активов, останутся в выигрыше, так как реализуют доход до массированного обвала котировок и превращения рынка в настоящий рынок покупателя.

В новой волне реструктуризации оборонной промышленности большая часть сделок будет осуществляться путем обмена акциями, что позволит не только приобрести налоговые выгоды, но и сократит разрыв в ценах продавца и покупателя, неизбежно образующийся после резкого роста предложения оборонных активов. Таким образом, прогнозы фондового рынка указывают на то,что реструктуризация оборонных подрядчиков только вступает в решающую стратегическую фазу развития и число компаний в начале XXI в. уменьшится в такой же степени,как и в начале 1990-х гг., во время первой, подготовительной, волны слияний и поглощений.

Становление рынка космических товаров и услуг. Уменьшающаяся доля государственных заказов на продукцию аэрокосмической отрасли, с одной стороны, и возрастающая коммерциализация космической деятельности — с другой, привели к образованию мирового рынка космических товаров и услуг со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Следовательно,происходящие в аэрокосмической промышленности процессы не должны представлять собой какого-либо нового явления, ей одной только присущего. В других отраслях,имеющих более длительную историю, такие ситуации, по-видимому, возникали неоднократно и продолжают возникать. Поиск стратегических партнеров в условиях усиливающейся конкурентной борьбы диктуется естественным стремлением фирм к выживанию. Альянсы между различными производителями позволяют это стремление реализовать путем получения доступа к новым рынкам,новым технологиям и более рациональным методам управления производством.

Широкое использование стратегии альянсов очень характерно для мировой автомобильной промышленности. Усиление конкуренции толкает даже крупные концерны на заключение союзов. При этом существует множество форм и уровней сотрудничества — от полного контроля одного разработчика и производителя продукции над другим до простой технической кооперации между двумя партнерами на основе коммерческих соглашений.

Финансовые альянсы предполагают тесное техническое и торговое сотрудничество на уровне исследований и разработок продукции, формирование совместных маркетинговых и сбытовых стратегий. Это позволяет получить доступ к новым технологиям, создать механизмы,позволяющие сдерживать наступление партнеров на стратегические рынки.

При полном финансовом контроле той или иной фирмы речь идет уже не об альянсе, а о чистом приобретении. В аэрокосмической промышленности это, в частности, создание корпорации Northrop Grumman в результате приобретения корпорацией Northrop корпорации Grumman (стоимость активов составила 2 млрд. дол.).

Альянсы заключаются также с целью овладения определенными сегментами рынка и сокращения издержек при выпуске продукции небольшими партиями (что характерно для производства космической техники). При этом могут заключаться соглашения о кооперации, создаваться совместные предприятия. Примером является приобретение корпорацией Lockheed Martin отделений фирмы Loral, специализирующихся на создании высококачественного электронного оборудования, а также участие в создании новой не-зависимой компании Loral Space and Communications (20 % акций).

С целью совместного производства дорогостоящих образцов техники при достижении рентабельности у каждого из партнеров могут быть заключены отдельные соглашения. Примером совместного проведения работ по отдельным целевым программам является создание малых КА коммерческого назначения для дистанционного зондирования Земли из космоса. В частности, компаниями Lockheed Martin и Raytheon специально для этого была создана фирма Space Imaging Inc. Совместную разработку аналогичного КА под названием Eyeglass осуществляли фирмы Orbital Sciences Corp., GDESystems Inc., Itek Optical Systems, учредившие для этого фирму Eyeglass International.

Следует отметить весьма сложный характер взаимоотношений в такого рода объединениях. Создаются ситуации, когда та или иная фирма оказывается участницей конкурирующих проектов. Так, компанией EarthWatch Inc. с 1997 г. разворачивается одноименная система дистанционного зондирования. Компания была образована фирмами Ball Aerospace and Technologies Corp. и World View Imaging Corp. Ее партнерами являются японская Hitachi, итальянская Nuova Telespazio и др. Изготовление КА осуществляет фирма Defense System Inc., учрежденная СТА Inc. При этом Defense System Inc является инвестором в фирме WorldView Imaging Corp. А компания СТА Inc. в настоящее время вошла в состав Orbital Sciences Corp., которая принимает участие в работах по созданию КА Eyeglass.

Таким образом, одной из причин происходящих в последние годы в аэрокосмической промышленности процессов является усиливающаяся коммерциализация космической деятельности и формирование мирового рынка космических товаров и услуг.

 
 
 
вверх!